В дирекции по управлению федеральной целевой программой развития Крыма и Севастополя до 2020 года рассказали о подводных камнях в первый год реализации ФЦП.
Федеральная целевая программа – это колоссальный ресурс, которым Крыму нужно грамотно распорядиться. За несколько лет необходимо освоить 770 миллиардов рублей, на эти средства нужно создать порядка 600 объектов.
Несмотря на то, что ФЦП реализуется с 2015 года, 2016 год – это все еще раскачка, а точнее – подготовительные работы и проектирование. «В 2016 году нам удалось сделать прорыв по двум направлениям – это касается и Республики Крым, и города Севастополя. Первый произошел в первом полугодии, когда в общей сложности было согласовано более 200 инвестиционных пакетов министерством экономического развития, второй – это что деньги пришли в регионы. Это проблема, которая в 2015 году не была решена. Региональные власти провели конкурсы, выбрали подрядчиков – и мы оказались в эпицентре проектирования», - рассказывает руководитель дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко.
И если в республике освоение средств велось по графику, в Севастополе уже в середине года стало понятно, что город не справляется. В итоге Севастополю было доведено 600 миллионов рублей вместо 1,5 миллиарда рублей. По итогам года освоение составило 411 миллионов рублей (68%), в Республике Крым же освоили почти все средства – 96% (15 миллиардов рублей).
Правда, оценка дирекции ФЦП расходится с оценкой крымского правительства – аж на 5 миллиардов рублей. По данным главы Крыма Сергея Аксенова, правительство республики освоило 20,5 из 22 миллиардов рублей.
Рискуя финансами
По словам Никитченко, выполнение мероприятий по ФЦП сопряжено с рядом рисков, которые условно можно разделить на три группы. Первая группа – это качество проектирования. Доступ к средствам по ФЦП получают разные проектировщики разной квалификации, а огрехи на этапе проектирования обернутся проблемами при строительстве. Второй риск – это качество строительных работ. Дирекция по реализации крымской ФЦП обещает полноценный контроль по данному направлению.
Со вторым риском тесно связан третий – доступ к строительным материалам без повышения цен.
«Мы видим этот риск по всех годах. Мы считаем, что рынок строительных материалов на крымском полуострове несовершенен и есть риск повышения цен на различные строительные материалы, что отразится на стоимости объектов. Поэтому прорабатываем варианты насыщения этого рынка и привлечения внешних источников – как со стороны РФ, так и со стороны зарубежных стран. Такие предложения существуют», - констатирует Никитченко.
Дорогая моя «Таврида»
В Севастополе одним из самых сложных объектов называют 13-километровый участок трассы «Таврида», по которому в отличие от других участков до сих пор не подготовлен проект. По оценкам проектировщиков, участок может подорожать с 5 до 15 миллиардов рублей. Это связано с увеличением цен на стройматериалы, которые в дефиците в Крыму, а также со значительными расходами на доставку расходных материалов и техники.
«Таврида, конечно, монстр. Мы имеем в Севастополе самый сложный участок из всех. Трасса до конца не определена. На предварительном этапе определена ось, необходимо проектное межевание. Геология очень тяжелая, подразумевается несколько мостов, путепроводы, развязки», - отметил Никитченко.
Что касается сроков, то начать строительство севастопольского участка дороги планируется не раньше четвертого квартала 2017 года.
Не рой другому… водохранилище
Пожалуй, самый скандальный объект ФЦП – это строительство в Бахчисарайском районе Крыма вблизи села Соколиное водохранилища с водоводом от реки Коккозка к Чернореченскому водохранилищу. Задумывалось, что эти мероприятия, на которые было заложено 1,75 миллиардов рублей, позволят обеспечить водоснабжение Севастополя. Этот проект вызвал негодование местных жителей, которых поддержали ученые. Все в один голос утверждают, что переброска реки навредит экологии региона, к тому же Коккозка – не настолько полноводная река, чтобы обеспечить Севастополь. Проект осложнялся и тем, что объект находится на территории Республики Крым, глава которой Сергей Аксенов заявлял, что обратится в федеральные органы власти с просьбой остановить строительство водохранилища.
В дирекции по ФЦП признали, что строительство Соколинского водохранилища и водовода от Коккозки – не самое оптимальное решение. И с экономической, и с экологической точки зрения, и с точки зрения обеспечения водой Севастополя. Реализация такого мероприятия по своему эффекту близка к нулю. В ближайшее время в Севастополе планируется утвердить схему водоснабжения, из которой будет исключено Соколинское водохранилище.
Не повезло на взлете
Непросто складывается и судьба севастопольского аэропорта «Бельбек», который с ноября прошлого года стал филиалом международного аэропорта «Симферополь». Предполагалось, что «Бельбек» будет развиваться в форме государственно-частного партнерства, где 1,7 миллиарда рублей будут направлены из ФЦП. Однако найти частного инвестора, готового вложить 4,1 миллиарда в реконструкцию аэропорта, так и не удалось.
«Решение (федерального центра) о филиале – оно непростое, но оно не закрывает навечно небо для Севастополя. Если экономика аэропорта будет устойчивой, город рано или поздно вернется к созданию гражданского аэропорта. Я верю в экономику Крыма и думаю, что в перспективе мы будем иметь основной воздушный хаб в Симферополе и два поддерживающих аэропорта в Севастополе и Керчи», - отмечают в дирекции по реализации ФЦП.
Конечно, перечислять объекты ФЦП можно бесконечно долго. Мы не затронули в статье самый дорогостоящий объект ФЦП – Крымский мост – о котором писали немало. Помимо инфраструктуры (очистные сооружения, дороги, водоводы), есть в списке ФЦП множество социальных проектов: новые больницы, детские сады, школы. В дирекции по управлению ФЦП ожидают, что 2017 год будет сложнее предыдущего, что неудивительно, учитывая внушительный перечень проектов, которые необходимо будет реализовать.
Сергей Аксенов, глава Крыма:
- Ситуация с реализацией ФЦП в Крыму далека от идеала, но в этой части мы, на мой взгляд, совершили определенный прорыв. На объектах все работают, плата осуществляется. В связи с субъективными и объективными причинами, в том числе и с невозможностью в сроки выполнить ряд документов планировки территории, выделение земли, отсутствием регистрационной базы, часть мероприятий просто растянули на весь срок. Рассчитываем, что все мероприятия будут выполнены.
Комментарии