Мало найдется тех, кто не знает хотя бы поверхностно, кому принадлежал Воронцовский и Ливадийский дворцы. О многих знаковых в истории Крыма достопримечательностях и зданиях немало написано и рассказывается во время экскурсий гидами. А что мы знаем о домах, которые сейчас являются либо офисными зданиями, либо жилыми помещениями или санаториями?! А ведь когда-то в этих стенах рождалась история, которую создавали великие люди, поселившиеся в конкретных зданиях.
Есть такие дома, которые интуитивно притягивают, магнетизируют, и ты понимаешь, что это не простой дом, что-то безумно интересное происходило в нем в свое время. Хотя сейчас его новенький фасад или табличка государственного учреждения и пытаются скрыть его сущность.
Редакция портала «Сейчас в Крыму» предлагает совершить виртуальную экскурсию и познакомиться поближе с интересными для истории Крыма зданиями.
Ерши и рассольник в Доме Москвы
Многие знают, что свои знаменитые «Севастопольские рассказы» Толстой писал в городе-герое и даже был участником Крымской войны. Причем Толстой сам попросил, чтобы его перевели в Севастополь для участия в боевых действиях в 1854 году. Он хотел испытать себя Севастополем, убедиться в своих собственных духовных силах. А знаете, где жил Толстой в Севастополе? Сейчас это Дом Москвы на площади Нахимова, 4. А в то время это была шикарная гостиница под названием «Кист».
Открыли ее 2 апреля 1891 году. Гостиница из 85-ти номеров была построена в стиле итальянского ренессанса: колонны, два ряда лоджий, арка – выглядело здание стоит сказать весьма достойно и солидно. Не удивительно, что в ней останавливались преимущественно чиновники и знаменитости. Вышеупомянутый Лев Толстой жил здесь в 1901 году, Максим Горький - в 1900 году. Принимали здесь и Федора Шаляпина, Александра Вертинского, Лесю Украинку, Антона Чехова, Станиславского, командующего русской армией барона Врангеля. Кстати, остановиться в номерах в гостинице «Кист» можно было от 1 до 15 рублей в сутки. В то время как «меблированную» квартиру в центре города можно было снять за 125 рублей в месяц, в Артиллерийской слободке за 30-40 рублей в месяц, на окраинах города за 10-12 рублей в месяц, а угол, (койко-место) снять за 2,3 руб. в месяц.
Известно также, что российский летчик Ефимов очень любил посещать ресторан в гостинице, который находился на втором этаже. В ресторане позавтракать можно было за 50 копеек, пообедать за 1 рубль, поужинать за 75 копеек. В меню предлагали: ерши агротень, вареники ленивые, щи Николаевские, солянка сборная, рассольник, свиная ножка, гуляш, буженина с капустой. На десерт кизиловое, грушевое мороженое, арбуз, дыня и различные напитки.
В XX веке, 20-х годах в стенах гостиницы уже обосновался Дворец труда, а после Великой Отечественной войны – находились разные отделы и службы Черноморского флота. Потом в 1960 году — судостроительный техникум, а с 1985 года — Техническое управление ЧФ РФ. И с 2005 года, когда было завершено строительство западной пристройки здания, выдержанное в едином архитектурном стиле с бывшей гостиницей, здесь расположился Дом Москвы в Севастополе. Кстати, на фасаде здания красуется мемориальная табличка, что здесь жил Лев Толстой.
Ядро, как память о войне
Интерес прохожих вызывает и здание, которое находится в районе Центрального рынка в Севастополе на улице Щербака. Представьте себе сколько времени прошло со дней Крымской войны, а в стене одного дома по прежнему можно увидеть ядро. Его не убрали, оно является свидетельством боевых действий тех лет. Речь идет о двухэтажном особняке, построенном в стиле классицизма.
Этот дом изрядно пострадал в годы обороны Севастополя 1854-1855 годов и был восстановлен в конце 1880-х. Кстати, ядра, застрявшие в стене решил сохранить его владелец, инженер-полковник Савин, как память о войне, точнее о тех разрушительных действиях, которые принесла городу Крымская война… Во время уже Великой Отечественной войны здание снова было разрушено и восстановлено только в начале 1950-х годов. В 1970-1980-е годы здесь располагался институт усовершенствования учителей, а сейчас – это городское управление образования.
В том же Севастополе, прогуливаясь по улице Ленина, можно увидеть симпатичный магазин с вывеской «Сувениры». К слову, ассортимент позволяет там действительно выбрать нечто оригинальное в подарок. Но мы не об этом. Раньше эта улица носила название Екатерининская, и здесь располагался дом Берга (Николай Васильевич Берг, был писателем и очевидцем событий Крымской войны), построенный до Крымской войны. А после ее окончания здесь было главное управления почтовой и телеграфной связи Севастополя. А перед Великой Отечественной войной в цокольном этаже находился один из городских кинотеатров.
Сейчас это здание находится на улице Ленина, 30 и с виду не скажешь, что это место пропитано историей, но это факт.
Пенаты Раневской
Коммерческое здание, новенькое, красивое, по адресу Самокиша, 16 в Симферополе. В этом доме когда-то жила женщина, чьи высказывания и афоризмы до сих пор заставляют улыбнуться и цитировать ее – неподражаемую Фаину Раневскую. Из биографии Раневской известно, что родилась она в Таганроге. Как же актриса оказалась в Симферополе? А вот как: ее отец был довольно богатым предпринимателем и дочь бы жила и нужды не знала, но смелая Фая решила покорить подмостки театра, несмотря на то, что ее влиятельный отец был против этого.
В 1914 году она поехала покорять белокаменную Москву. Но во время революции в 1917 году Раневская потеряла не только работу… Ее семья эмигрировала в Турцию, а Фаина осталась в России. Судьбу ее решила встреча с актрисой, кумиром многих – Павлой Вульф, которая, несмотря на знаменитость, предпочитала выступать в провинциях. Вместе с ней Раневская и попала в Симферополь, где выступала в составе актерского коллектива в театре. Поселилась же она вот в этом доме, на Самокиша, 16.
Историки рассказывают, что это был обычный, ничем не примечательный частный дом, без балясин и колонн. В нем сдавались квартиры внаем. Тогда это была почти окраина Симферополя, не то, что сейчас. Рядом находился базар, вокруг торговая застройка, лавки, трактиры, складские постройки. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Раневской. В честь этой даты на фасаде дома, где она жила установили мемориальную доску, как дань ее таланту и памяти великой актрисы.
Династия врачей Кальфа
Еще один интересный дом находится в старой части Евпатории. О том, что здесь проживала династия врачей, свидетельствует табличка на фасаде здания по улице Просмушкиных, 18.
Калитку открывает врач-рентгенолог Илья Кальфа. Именно в этом доме, построенном его предками в 1862 году, он и живет по сей день. Династия Кальфа существует более 150 лет.
Как рассказал Илья Кальфа, в Евпаторию его прадед переехал в конце XIX века, когда караимы стали расселяться по Крыму. Здесь он и построил дом. А вот дед Исаак Абрамович Кальфа, не успев получить диплом, был призван в действующую армию. Тогда была в самом разгаре Первая мировая война. И он работал военврачом в Карпатах, где шли самые тяжелые бои. Вернулся и поступил работать в инфекционную больницу, где работал до конца жизни. Исаака Абрамовича Кальфа старожилы Евпатории очень хорошо помнят и отзываются только положительно. Люди могли вызвать его хоть среди ночи, и он никогда не отказывал, а если видел, что в семье проблемы с деньгами сам подкладывал банкноты под рецепт.
У караимов есть традиция - сажать во дворе дерево турецкой шелковицы. Как раз такое до сих пор и растет во дворе дома Кальфа, которое посадил еще прадед. Сохранился и знаменитый подвал. Почему знаменитый? А во время бомбежки в Великую отечественную войну в нем прятались жильцы со всей улицы!
Посадил тополя в Балаклаве
Был влюблен в Балаклаву писатель Александр Куприн. Как тонко и филигранно он мог описать состояние этого места в разное время года… Только вслушайтесь: «В Балаклаве конец сентября просто очарователен. Вода в заливе похолодела, дни стоят ясные, тихие, с чудесной свежестью и крепким морским запахом по утрам, с синим безоблачным небом, уходящим в бог знает, какую высоту, с золотом и пурпуром на деревьях, с безмолвными, черными ночами…».
Впервые открыл для себя Балаклаву писатель в 1904 году. Тогда он остановился там в «Грант-отеле». Сейчас это здание, построенное в 1887 году, сохранилось и находится на набережной, Назукина, 3 Это здание можно увидеть очень легко. Оно находится прямо за памятником Куприну, установленным на набережной. Затем Куприн переехал на дачу Ремезова, что на Третьей улице. Но это тогда, а в годы Великой Отечественной войны здание было разрушено и на его месте построено теперь новое, а улица называется Рубцова, 25.
Куприн также решает в свое время переехать жить навсегда в Балаклаву. И даже выкупает участок земли на склоне балки Кефало-Вриси, сейчас там проходит улица Историческая. Говорят, Куприн лично составил план дома, сада, успел разбить дорожку, заложить деревья. Кстати это место можно до сих пор узнать по огромным тополям, посаженным писателем. А вот дом построить Куприн не успел…
Чуть не купил Адалары
На территории лагеря «Лазурный» в Артеке, есть бывшая вилла под названием «Орлиное гнездо». В ней некогда жил сам Федор Шаляпин, который обожал крымскую природу и привозил на все лето сюда свою семью. Остались воспоминания дочери Шаляпина Лидии Федоровны, которая пишет:
«То лето наша семья проводила на курорте «Суук-Су» – жемчужине черноморского побережья, как называли этот поистине райский уголок. Мы снимали прелестную виллу «Орлиное гнездо», стоявшую высоко над морем, откуда открывался вид на весь залив, где солнце отражалось миллионами ослепительных звезд. Недалеко от берега в море возвышались два скалистых островка – Адалары, слева гора Аю-Даг, а в середине самого пляжа мысом выступала знаменитая Пушкинская скала…».
Кстати, насчет Адалар…Интересная история была связана со скалами и романтичным Шаляпиным. Федор Шаляпин вбил себе в голову, что непременно должен купить скалы-близнецы и даже неоднократно ездил в Ялту, чтобы узнать, как это возможно сделать. По его задумке, он хотел провести на скалы воду и разбить сады на завезенном по морю черноземе. А чтобы его не доставали папарацци, он предполагал установить довольно-таки внушительные пушки. Говорят, что это всего лишь забавный вымысел, легенда, но кто знает…
Сколько еще таких знаменательных зданий в каждом городе полуострова. Камни, из которых они сделаны вроде бы молчат, но если к ним прикоснуться, копнуть глубже и заинтересоваться происхождением конкретной постройки, им о многом есть, что рассказать, что поведать и чем поделиться…
Комментарии