В Крыму побывало множество великих людей, и большинство из них приезжали сюда либо в поисках вдохновения, либо для того, чтобы поправить здоровье. Однако многие из великих впервые познакомились с полуостровом при куда более прозаичных обстоятельствах. Сегодня расскажем о писателях.
Младший милиционер
В автобиографии советского писателя-фантаста Александра Беляева есть фраза: «С 1916 по 1922 год тяжело болел костным туберкулёзом позвонков». За этими скупыми словами – невероятные страдания. Болезнь отняла у Беляева возможность ходить, точнее, он вообще не мог двигаться. Врачи, друзья – все сочли его обречённым. Его бросила жена. Рядом осталась только мать, которая в 1916-м увезла сына в Ялту. В Ялте Александр Беляев прожил семь лет, шесть из них – прикованным к постели. Три с половиной года из этого срока он пролежал полностью загипсованным.
В 1922 году состояние Беляева улучшилось – он смог ходить, работать. И поступил на службу в ялтинский уголовный розыск, где числился младшим милиционером и выполнял десять дел сразу. «В Ялте трудно найти место, как везде – сокращения. И вот, представьте, мне пришлось поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же – фотограф, снимающий преступников, я же – лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать. Помещение не отапливается. Всё вместе создаёт такую обстановку, что у меня нет особой уверенности в том, что я не свалюсь опять», – писал Беляев знакомой. Вскоре он уехал из Ялты в Москву и больше в Крым уже не возвращался, пишет "Крымская газета".
Подпольный работник
Александр Грин (тогда ещё Гриневский) впервые оказался в Крыму в 1903 году – он приехал в Севастополь по заданию эсеровской партии для ведения пропагандистской работы среди матросов и солдат. К эсерам Грин примкнул в 1902-м, его партийная кличка была Долговязый.
«Долговязый оказался неоценимым подпольным работником. Будучи сам когда-то матросом и совершив однажды дальнее плавание, он великолепно умел подходить к матросам. Он превосходно знал быт и психологию матросской массы и умел говорить с ней её языком. В работе среди матросов Черноморской эскадры он использовал всё это с большим успехом и сразу же приобрёл здесь значительную популярность. В этом отношении конкурировать с ним никто из нас не мог», – писал о Грине член ЦК партии эсеров Наум Быховский. Именно Быховский сказал как-то Грину, что из него получился бы хороший писатель. И эти слова, как писал потом Грин, «были не только толчком, они были светом, озарившим мой разум и тайные глубины моей души. Я понял, чего я жажду, душа моя нашла свой путь».
В 1903 году Грин был арестован в Севастополе за распространение революционных идей. За попытку побега был переведён в тюрьму строгого режима, где провёл больше года. В тюрьме впервые и начал писать. Выпустили Грина из тюрьмы в 1905-м. Через два года были опубликованы его первые рассказы. Вторично Грин приехал в Крым лишь через 20 лет – и остался здесь навсегда.
Инженер-строитель
В конце XIX века появилась идея проложить прямо вдоль Южного берега железную дорогу. Предполагалось, что это будет самая лучшая и самая передовая на начало ХХ века железная дорога на электрической тяге. Проектно-изыскательские работы было поручено возглавить Николаю Гарину-Михайловскому – он был не только талантливым писателем, но и высококвалифицированным инженером-строителем, автором множества проектов железных дорог по всей России. В течение восьми месяцев экспедиция, возглавляемая Гариным-Михайловским, проводила изыскания по направлениям: Симферополь – Алушта – Ялта, Симферополь – Бахчисарай – Ялта, Симферополь – Ялта – Севастополь. Была проделала колоссальная работа: детальная съёмка всех древних вьючных дорог, тщательное изучение скальных массивов, каменных хаосов. В итоге было составлено 84 варианта трассы и по 22-м из них проведены технико-экономические расчёты.
В Крыму Гарин-Михайловский прожил около года – штаб экспедиции располагался в селении Кастрополь, к востоку от Фороса. Но прокладка дороги была сорвана Русско-японской войной, а Гарин-Михайловский умер в 1906 году от паралича сердца.
В 1960 годах по маршруту, проложенному Гариным-Михайловским для железной дороги, было построено автомобильное шоссе Севастополь – Ялта, открытое для движения в 1972 году. На 33-м километре трассы установили мемориальную плиту с барельефом Гарина-Михайловского и надписью: «При строительстве автомобильной дороги через Ласпинский перевал использовались изыскания, которые в 1903-1904 гг. осуществил Н. Г. Гарин-Михайловский, инженер-строитель, известный русский писатель».
Подпоручик артиллерии
Лев Толстой побывал в Крыму трижды, в общей сложности он провёл в здесь около двух лет. Но впервые приехал сюда не как писатель, а как солдат – он был участником героической обороны Севастополя во время Крымской войны. В осаждённый город 26-летний подпоручик артиллерии Толстой прибыл в ноябре 1854 года. В «Севастопольских рассказах», написанных в то время на крымской земле, Толстой так писал о своих чувствах: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах». А вот строки из письма Толстого брату: «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».
В следующий раз Толстой побывал в Крыму только через 30 лет, в 1885-м. В третий и последний раз – в 1901-1902 гг.
Рядовой рабочий
Максим Горький был в Крыму частым гостем – он побывал на полуострове около 15 раз. В очередной его приезд в июне 1916-го газета «Вечерний курьер» писала:
«Проездом на южный берег в Симферополе остановился Максим Горький. В тот же день сюда прибыл из имения Ушкова Форос автомобиль Шаляпина и увёз писателя». В Симферополе М. Горький проводил время с писателем К. О.Тренёвым. Горький вспоминал, как лет 20 тому назад он работал в Симферополе в качестве рядового рабочего на площади у собора.
Действительно, впервые 23-летний Максим Горький (тогда ещё Алексей Пешков), оказался в Крыму во время его «хождения по Руси», в 1891-м. За время своих скитаний Алексей батрачил в деревнях, добывал соль, работал грузчиком, сторожем, мойщиком посуды, его не раз арестовывали за бродяжничество и революционную пропаганду. В Бахчисарае он трудился в поле. В Ялте разгружал в порту баржи и пароходы, окапывал деревья в Никитском саду. В Феодосии участвовал в строительстве мола. Ну а в Симферополе Максим Горький работал на строительстве собора Александра Невского – возил в тачке известь и кирпичи, мостил улицу.
Комментарии