Какие кинорекорды были установлены в Крыму, и что сделал полуостров для развития мирового кинематографа.
«Оборона Севастополя» – первый полнометражный отечественный фильм, который был снят в Крыму. Он длился 100 минут вместо обычных тогда 10-15. При этом фильм был новаторским не только по хронометражу: съёмки шли в местах боёв, в картине использовались документальные кадры, батальные сцены впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов. В начале 1911 года группа кинематографистов во главе с режиссёрами Ханжонковым и Гончаровым прибыла для съёмок в Севастополь.
Съёмочной группе были выделены сотни мундиров и предметов солдатской амуниции времён Крымской войны. Севастопольский музей разрешил брать на съёмки ценнейшие экспонаты. Было заказано несколько тысяч бомб для пиротехнических эффектов. Минные взрывы снимались за городом, значительная же часть действия разворачивалась на Малаховом кургане. Многие эпизоды были удачно стилизованы под военную хронику, а финал фильма и вовсе был документальным: зрители увидели настоящих ветеранов Крымской войны, специально приглашённых на съёмки.
Премьера фильма также состоялась в Крыму – в ноябре 1911-го в Ливадии картину увидели первые зрители: Николай II, члены его семьи и приближённые. Императору фильм понравился, он пожаловал Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. После этого «крымского крещения» фильм с огромным успехом демонстрировался в кинотеатрах. Его сопровождала не только музыка, но и звуковые спецэффекты – холостые выстрелы за кулисами имитировали экранную стрельбу и пушечные залпы. Правда, сеансы приходилось прерывать, чтобы проветрить помещение от порохового дыма.
Футуристический «Баян»
Первым крымским кинотеатром был столичный «Баян» – современный кинотеатр им. Шевченко на улице Горького. Он открылся 113 лет назад – в 1904 году. Цифра «1915» на арке кинотеатра связана с тем, что в этом году эта арка была пристроена к зданию кинотеатра. Строительство вёл архитектор Н. П. Краснов. Зал «Баяна» вмещал 800 человек, имел центральное отопление и хорошую вентиляцию. Есть версия, что своё необычное название кинотеатр получил в честь симферопольца Владимира Ивановича Сидорова. Владимир Иванович был купцом, владел собственным домом на улице Долгоруковской. Но это был необычный купец – он писал стихи, называл себя поэтом-футуристом и печатался в местных газетах под псевдонимом Вадим Баян. В 1913 – 1914-м Сидоров-Баян организовал турне по Крыму для Северянина, Маяковского и других футуристов, оплатив все расходы из собственного кармана. Советская власть, видимо, была равнодушна к заслугам местного поэта и мецената и переименовала «Баян» сначала в «Звезду революции», затем в «Большевик», а после перехода Крыма в состав Украины – в кинотеатр им. Шевченко.
Вторым симферопольским кинотеатром стал «Лотос» (современный «Спартак») – он открылся в 1909-1910-м. Затем в столице Крыма появились «Иллюзион», «Ампир» и «Трианон» – ни один из них до наших дней не сохранился, - пишет «Крымская газета».
Первый в Крыму широкоформатный кинотеатр открылся в Симферополе 1 мая 1964 года – это был кинотеатр «Мир». Если обычные фильмы снимали на плёнку шириной 35 мм, то для широкоформатных использовалась пленка шириной 70 мм. В 1960-80-е годы такой тип кино обеспечивал высококачественное изображение и эффект стереоскопии. Но для демонстрации широкоформатных картин нужны были специальные экраны, превосходящие по размерам обычные. В целом в СССР таковых было довольно много, но всё-таки далеко не везде зрители могли увидеть фильмы, снятые по технологии широкоформатного кино. Всего в СССР было снято 162 широкоформатных фильма. Среди них «Война и мир», «Дерсу Узала», «Табор уходит в небо», «Чайковский», «Освобождение».
ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО…
… В советские времена в симферопольских кинотеатрах «Мир» и «Шевченко» иногда показывали зарубежные фестивальные фильмы. Они демонстрировались на иностранном языке, оригинальный звук киномеханики приглушали, а прямо в зале сидел переводчик и переводил в микрофон. Сейчас это кажется очень неудобным, но тогда на таких сеансах кинотеатры были переполнены.
Как это делалось в СССР
Сейчас дистрибьюторы киностудий напрямую работают с кинотеатрами, а в советские времена фильмы поступали на большие экраны централизованно. В Крыму было шесть фильмобаз: в Евпатории, Джанкое, Ялте, Феодосии, Керчи и Симферополе. Каждая из них занимала около 400-500 кв. метров, симферопольская – почти 1000 кв. метров. На эти базы поступали копии фильмов, а оттуда их развозили в кинотеатры. Фильмы при выпуске в прокат ранжировались по категориям – чем выше категория (а их было с десяток), тем больше копий. На Крым приходило, если фильму присвоена первая категория, 7-8 копий.
Некоторые фильмы приходили всего одной копией. Фильмы советского производства и производства стран Восточной Европы поступали к нам в прокат бессрочно. Продукция же капиталистического кинематографа легально могла находиться в нашем кинопрокате 3-5 лет, а затем эти фильмы обязаны были уничтожать. На самом деле ни один из таких фильмов уничтожен не был. Когда подходил срок, их просто тихонько откладывали на фильмобазах. А потом, если кинотеатр не выполнял план – а к плану по сборам относились очень серьёзно, ведь именно из доходов, полученных от кинопроката, в СССР формировалась зарплата учителей и врачей, – то эти «золотые» фильмы вынимали из закромов и организовывали их показ. В газетах об этом сообщать было нельзя, только на самом кинотеатре вешали афишу. Но всё равно собирались полные залы – и выполнялись планы.
Комментарии