В преддверии курортного сезона журналисты пообщались с человеком, соединяющим два российских берега, капитаном парома Керченской переправы Алексеем Стороженко.
Морская эстетика
И никакие они не «паромщики», как называют их в народе, а серьёзные, высококвалифицированные капитаны, которые знают, как ходить в рейс на несколько месяцев и даже как выглядит девятый вал. Наш герой – капитан дальнего плавания с 2006 года. И прежде чем стать им, он окончил три вуза – Московское пограничное военное, Херсонское мореходное и Керченское высшее морское профессиональное училища! Перфекционист, одним словом: всю жизнь оттачивает мастерство управления судами.
– Нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень. Моряками не рождаются, ими становятся! С каждым рейсом нужно учиться, и не на своих ошибках, – уверен Алексей.
Когда в 2014 году стало ясно, что отныне жизнь крымчан будет зависеть от слаженной работы Керченской паромной переправы, были пригнаны два новых парома из Греции – «Олимпиада» и «Ионус». Управлять подобными судами мало кто мог. Но для Алексея это было не в новинку, поэтому ему в числе первых позвонили и предложили работу капитана парома. Сейчас на переправе 11 современных паромов, у каждого из которых свой «хозяин».
– Посмотрите, в каком состоянии суда: аккуратненькие, красивые, все условия для пассажиров, они и построены по последним морским требованиям, – показывает наш собеседник на причал.
Алексей управляет паромом «Протопорес-4», это самый большой паром, задействованный на Керченской переправе. Он может расположить на своей палубе 140 единиц легкового транспорта или 15 грузовых и 70 легковых машин. Управлять им капитану помогают пять моряков, машинная команда из трёх человек и старший помощник. Они все вместе отвечают за чистоту, техническое состояние парома, занимаются погрузкой машин и багажа. «Протопорес-4» холят и лелеют, поэтому и служит он исправно.
– Туристам нужны все условия, чтобы они сюда возвращались. А наша переправа – это первое, с чем сталкиваются люди. С этого начинается отношение к Крыму. Стараемся, чтобы люди были довольны. Работаем для них. Пока все только с хорошими впечатлениями уезжают, – уверен Алексей.
Забывают о машинах и... детях
За всё, что происходит на судне, отвечает капитан – так говорит Алексей. А любопытные туристы считают, что, помимо капитанских обязанностей, он должен ещё и уделять время общению...
– Очень часто со мной хотят общаться пассажиры. «Вот расскажите, а где мост?», «А что это за паром?» Людей же интересует всё подряд. Особенно тех, кто моря никогда не видел и едет с материковой части России, – улыбается наш собеседник.
Вежливый капитан отказать им не может, даже если занят, просит пообщаться кого-то из экипажа.
– Бывают и аварийные случаи – люди не ставят на ручник машины. Перед выходом в рейс каждый капитан делает объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте внимательны и бдительны. Не оставляйте детей. Ставьте машины на ручник». Бывает, люди не ставят, бегут посмотреть на море и дельфинов, взять кофе. И когда уже судно тормозит при швартовке, машины сталкиваются, – говорит капитан.
Ладно машины, детей забывают! Был и такой случай на пароме Алексея.
– Судно отшвартовалось, уже начинаем погрузку, а мне моряки докладывают: «На судне остался ребёнок!» Естественно, сразу сообщили в Морскую дирекцию, полицию. Минут через 15 объявились родители, извинялись. Вроде адекватные люди были. Ну вот так получилось: по запарке сели в машину, захлопнули дверь и уехали. Мы их пожурили и отпустили, – рассказывает он.
Есть в копилке капитана «Протопореса-4» и довольно известный курьёз, который одновременно рассмешил и ужаснул многих: водитель легкового автомобиля из Кабардино-Балкарии, не дождавшись швартовки, нажал на газ... и оказался в море! Он был нетрезв, спасли чудом. Алексей рассказал нам подробности того случая:
– Отреагировали очень быстро, паром мог его просто раздавить. Оставалось всего пять метров, но судно вовремя отошло. Водителю сразу оказали помощь. Потом уже с ним разбирались правоохранительные органы, – рассказывает капитан парома. – Водитель авто поругался со своими попутчиками, был пьян, а машина, оказывается, была не его, брата. И человек вот так себя повёл. Хорошо, что из-за него никто не пострадал! Он отсидел 15 суток, потом его забрали друзья.
Сын за отца
Несмотря на то что паром от Крыма до Тамани идёт в среднем 20-30 минут, наш капитан отмечает, управлять такими судами – работа ответственная, за это короткое время может случиться всякое. К тому же крымская погода тоже даёт повод понервничать: вышел в море, пока доплыл до другого берега – поднялась волна…
– Здесь уже всё зависит от мастерства капитана. Только он принимает решение: заходить ему в порт или нет. Капитан имеет право единовластия на судне. Если он считает, что зайти в порт небезопасно, его никто не может заставить. Можно просто дрейфовать. Но, тьфу-тьфу, у меня и моих коллег таких ситуаций не было, – рассказывает наш герой.
Он констатирует: Керченская переправа в плену у Чёрного моря, которое иногда капризничает и не пускает в свои воды паромы. Алексей понимает недовольство людей, которым приходится ждать по три дня, пока заработает переправа. Вспоминает и тяжёлый 2014 год: паромов не хватало, для ожидающих условий никаких… С того времени всё изменилось – удобства, стоянки, всевозможные кафе находятся вблизи транспортного перехода. А в прошлом году в высокий сезон ожидание не превышало трёх часов.
Несмотря на то что за плечами Алексея межконтинентальные рейсы, его жена переживает за него... Сейчас её переживания удвоились – на пароме с Алексеем работает сын. Он учится у отца, а тот готовит себе смену, - пишет «Крымская газета».
– Надеюсь, из него получится хороший судоводитель, а в дальнейшем и капитан. Я за него в ответе. Приходится даже больше требовать с него, чтобы достойное поколение выросло и папа за него не краснел, – говорит капитан. – А жена переживает. Я не знаю, можно ли к этому привыкнуть? За нас, моряков, всегда переживают. Работа у нас такая.
Алексей, как каждый крымчанин, ждёт Крымского моста, несмотря на то что после этого паромная переправа, вероятно, будет не столь востребована. Говорит, моряки без работы не останутся.
Комментарии